Киевское правительство может справедливо утверждать, что добилось большего прогресса в сфере структурных реформ, чем любая другая администрация с 1991 года, когда страна обрела независимость.
Несмотря на конфликт с поддерживаемыми Россией сепаратистами, который по-прежнему тлеет в юго-восточном Донбасском регионе, экономика страны постепенно растет, подпитываемая все большим количеством инвестиций, которых, однако, пока все еще меньше, чем Украине необходимо. «[Мы столкнулись с] трудной задачей трансформации страны, которая имеет поистине решающее значение для стабильности и процветания Европы, — сказал Даниэль Билак, председатель государственного агентства по инвестициям „УкраинаИнвест" (UkraineInvest), — И самая большая сложность — это донести наше послание в массы [о том, как изменилась страна]».
Одна из проблем состоит в том, что рядовые украинцы в своей повседневной жизни пока не ощущают большинства из этих изменений. Они сильно пострадали из-за падения экономики и национальной валюты, случившегося в 2014 году после демократической революции и последовавшего конфликта. <
Активисты кампании по борьбе с коррупцией говорят, что правительство еще не высвободило властные структуры и экономику из хватки олигархов-миллиардеров. «Каковы главные проблемы? В первую очередь, корыстные интересы привилегированных кругов, — сказал Олександр Данилюк, который был министром финансов до июня этого года, — Чем больше вы на них нажимаете, тем сильнее они сопротивляются».
Киевское правительство обвиняли в том, что оно затягивает некоторые ключевые реформы, включая создание независимого антикоррупционного суда, который потребовал МВФ как условие предоставления $17,5 миллиардов в рамках программы помощи. Учитывая, что утвержденный МВФ закон о суде был проведен лишь в июле, следующая выплата по программе финансирования МВФ размером в $2 миллиарда опаздывает более чем на год.
«Этот [антикоррупционный] суд необходим, чтобы привлечь к ответственности высокопоставленных чиновников, которые продолжают расхищать миллионы и миллиарды из государственных средств», — говорит Дарья Каленюк, глава Киевского центра по борьбе с коррупцией. Страна успешно провела множество реформ. Ей удалось разрешить пост-революционный кризис и стабилизировать макроэкономическую ситуацию. За 2014-15 годы экономика страны сократилась почти на 17%, прежде чем в 2016 году она вновь начала расти. В этом году по прогнозу Всемирного банка она вырастет примерно на 3,5 %.
Гривна стабилизировалась, а инфляция, которая в 2015 году достигала 43%, в том числе из-за санкционированного МВФ роста цен на топливо внутри страны, в этом году снизилась до 13,7 %.
<
Прежде чем покинуть свой пост в марте, глава центрального банка Валерия Гонтарева провела чистку банковского сектора и сократила число банковских учреждений практически вдвое. В энергетической сфере повышение до уровня рыночных цен на газ, которые раньше субсидировались государством, стало очень непопулярной среди граждан мерой, хотя целевые социальные выплаты частично компенсировали ее последствия. Зато это позволило устранить основу масштабных коррупционных схем.
Рост цен наряду с пересмотром бизнес-стратегии также сказался на состоянии дел «Нафтогаза» — украинской государственной энергетической компании. Ее убытки ранее обычно формировали часть дефицита бюджета, который в 2014 году достиг своего апогея и составил 10,1% от внутреннего валового продукта страны. Сейчас он снизился до 2,3%.
«Мы были самой большой черной дырой на Украине. Сейчас мы главный налогоплательщик», — говорит директор по развитию бизнеса Юрий Витренко. В связи с изменениями в отношениях с Москвой «Нафтогаз» не покупает газ напрямую из России с ноября 2015 года. Его потребление было сокращено, пока «Нафтогаз» не заключил соглашения о покупке газа у соседних европейских стран.
Правительство также реформировало налоговую и пенсионную системы, уменьшив количество «черных» выплат. Внедрение системы прозрачных он-лайн торгов за государственные контракты и закупки прикрыло еще один источник коррупции.
Украинский Институт экономических исследований и политических консультаций подсчитал, что реформы газового, банковского и налогового секторов, а также системы совершений государственных закупок в целом позволили вернуть $6 миллиардов доходов в год, которые ранее у государства крали.
Теперь правительство переходит к реформам, которые ощутят на себе рядовые украинцы. Одна из них — это реорганизация системы здравоохранения и создание Национальной службы здоровья Украины. Некоторые осведомленные источники в Киеве считают, что международное сообщество не оценило по достоинству успехи украинских властей, проведших такие сложные реформы, и непропорционально сильно сосредоточилось на таких требованиях МВФ, как создание антикоррупционного суда. Активисты же антикоррупционной кампании говорят, что такой суд жизненно необходим для того, чтобы недавно основанное Национальное антикоррупционное бюро Украины могло передавать дела в руки истинно независимых судей. Правительству Украины также еще предстоит выполнить требование ВМФ о финальном повышении цен на газ.
«Люди наконец-то получат бесплатную медицинскую помощь, за которую они уже заплатили в налоге», — говорит министр здравоохранения Улана Супрун.
В частном порядке чиновники говорят, что соглашение уже близко, несмотря на то, что в преддверии президентских и парламентских выборов политическая ситуация напряженная. Госпожа Гонтарева говорит, что неопределенный исход выборов и трудно предсказуемые долгосрочные перспективы реформ не должны заслонять достижения, которых Киев уже добился: «Новую Украину со старой просто не сравнить. Ситуация во много раз лучше, чем она была всего несколько лет назад». Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
|