Суд поддержал часть российских требований, но в главном - разделении добычи и доставки, - остался на позиции ЕС. Что это значит для России?
Третейская группа Всемирной торговой организации закончила рассмотрение иска корпорации "Газпром" к Еврокомиссии по вопросу требований так называемого Третьего энергопакета. Его текст налагал на российскую компанию ряд важных требований, ключевыми среди которых являлись два. Одна и та же фирма в Европе не может выступать одновременно добытчиков и экспортером газа. Одна фирма не может занимать более половины пропускной способности трубопровода.
По официальной версии перечисленные нормы должны защищать европейский рынок от незаконной конкуренции и произвола монополистов, тем самым обеспечивая возможность снижения рыночных цен. На практике это стало главным инструментом препятствования "русской газовой экспансии в Европу". Особенно забавно, что строящийся как прямой конкурент "Газпрому" Южный газовый коридор из-под требований Третьего энергопакета ЕС официально выведен. Так что где в этом "третьем пакете" заканчивается экономика и начинается политика - вопрос риторический.
Для нас эта европейская норма создавала две важные проблемы. Хотя распространить ее действие на проекты "Северных потоков" не получилось (Балтийское море в ЕС не входит), тем не менее к европейской ГТС они подключаются через газопровод OPAL, являющийся европейским, а значит находящийся в зоне европейского права.
Ограничение на максимум в 50% от его общей пропускной способности ограничивало объем прокачки по СП-1 и практически исключало возможность работы СП-2. Собственно именно в этом и заключался "интерес" США, Польши, Прибалтики и особенно Украины к юридической тяжбе, начатой "Газпромом" в суде ВТО. Потому же, после публикации итогового решения все заинтересованные стороны оценивают результат столь неоднозначно.
Формально суд решил "ни нашим, ни вашим", удовлетворив лишь часть российских пунктов. Ограничение на пропускную способность OPAL, как естественного продолжения "Северных потоков", признано незаконным. А значит, главное оставшееся препятствие для реализации СП-2 на данный момент снято. Вне зависимости от прочих пунктов, уже один этот пункт вызвал в Киеве сильно минорные настроения. В ряде местных изданий даже появились панические заявления о прямом европейском (и вообще западном) предательстве Украины.
Далее, отменено и другое важное требование Еврокомиссии - в обязательном порядке, безоговорочно, продавать часть поставляемого в Европу газа не по долгосрочным постоянным контрактам, а на свободном, так называемом спотовом, рынке. Брюссель с его помощью очень желает расширить объемы свободной торговли, тем самым снизив зависимость потребителей от долгосрочных контрактов. В итоге это должно повысить конкуренцию, а значит, якобы способствовать падению общего уровня цен. Это выгодно потребителю, но на запуск вожделенного механизма у Европы остро недостает необходимых объемов газа.
Таким образом, в существующем виде вердикт Третейской группы ВТО для России уже однозначно положителен. По крайней мере, в части экспорта в целом и возможности исключения из логистической схемы ставшего крайне ненадежным "украинского участка", о чем уже заявила пресс-служба Минэкономразвития РФ.
В то же время суд оставил в силе норму Третьего энергопакета, предусматривающую строгое разделение добытчиков и поставщиков газа. Для российского экспорта она несущественна, так как распространяется только на компании, действующие на территории ЕС, а мы, формально, всего лишь иностранцы, доставляющие газ только до границ Европы.
Другое дело, что это правило заметно осложняет совместную деятельность российских компаний на территории ЕС, в частности, при организации розничного сбыта газа. Впрочем, и помимо него разных интересных проектов у нас в Европе много. Например, с химическим концерном BASF. Тем самым, "вторая часть решения ВТО" как бы "не в пользу России", что дает основания некоторым СМИ писать даже о прямом поражении русских в ВТО и фактическом окончании русской газовой и финансовой экспансии в Европу.
В реальности это, конечно, определенные сложности создаст, но принципиально смертельными они не являются. В конце концов, сейчас отрабатывается неплохая схема создания независимых торговых компаний на основе ряда ведущих российских банков, юридически к "Газпрому" отношения не имеющих.
Кроме того, по мере роста объемов потребности в энергетическом импорте (сейчас они увеличиваются по 3-4% год) в перспективе до 2025 года дефицит газа в Европе достигнет 78-80%, свыше половины из которых неизбежно будут покрываться российским газом, что, тем самым, создаст веские предпосылки для позитивного пересмотра и этой части европейской нормы тоже.
Впрочем, полной победы, да еще и с первого захода, ожидать было бы странно. При всей официальной нейтральности, по факту ВТО является, в первую очередь, инструментом западного влияния, а значит, даже в однозначных ситуациях выступить полностью против Запада организация не способна. Но даже достигнутый результат вполне можно считать серьезной победой, позволяющий продолжить углубление взаимной экономической интеграции России с Европой. Хотя ее противники пытаться препятствовать, безусловно, продолжат. Разве что сейчас делать это им стало заметно сложнее. Но это уже не наши проблемы.
Источник
|