Сегодня в Институте медико-биологических проблем РАН стартует уникальный эксперимент: к Луне "летит" корабль, на борту которого - только девушки. И это главная научная фишка. К "полету" готовились десять претенденток. Все - сотрудницы ИМБП. Возраст - от 25 до 34 лет. Две из них - члены Международной академии астронавтики. Все или кандидаты наук, или работают над диссертациями. После медкомиссии и тщательного отбора, в том числе драконовского вращения в кресле КУКа, или кумулятивного ускорения Кориолиса (тот самый КУК, который, как шутят космонавты, по зубам не всем аборигенам), остались шестеро. За ними и захлопнулся люк "лунного корабля". В течение восьми суток будут изучаться особенности ранней адаптации женского организма к изоляции в гермообъекте. Это по-научному. А если просто, то ученые хотят понять: как реагирует женский организм на условия, приближенные к космическим: изоляцию, тесноту, перегрузки, большой объем работы. А еще - монотонность. Она, по словам медиков, способна достать даже самых стойких космонавтов. Как ни парадоксально, не так уж много известно о психологии поведения экипажа, в котором все сплошь умницы и красавицы. У каждой - свои методики и эксперименты. И, естественно, свои амбиции. Не будет ли разборок на "звездной" коммунальной кухне?.. За основу сценария "полета" к Луне взят полет Apollo-10. Сроки не с потолка: расчеты проведены с участием инженеров РКК "Энергия", в том числе баллистиками. В программе лунного экипажа "подлет", выход на "орбиту" Луны, работа там в течение двух суток и возвращение на Землю. "Высадки" на Луну в эксперименте не будет. Но одно из испытаний предусматривает дистанционное управление луноходом "с орбиты". Ученые рассказывают: они и раньше проводили похожие эксперименты. Но чисто женской команды, да еще такой большой, не было никогда. Впрочем, никогда еще не летал в реальный космос и женский экипаж. За всю историю космонавтики на орбите побывали около пятидесяти американок. И четыре россиянки. Хотя космическую подготовку в нашей стране в разное время прошли около двадцати девушек. Одна из дублерш Валентины Терешковой Валентина Пономарева вспоминала: "Королев спросил, будет ли мне обидно, если не полечу? Я резко ответила: "Да, Сергей Павлович, мне будет очень обидно!". "Мне тоже было бы очень обидно", - сказал он. И добавил: "Ну, ничего, вы все будете в космосе!". После полета Терешковой планировался старт корабля с тремя космонавтками. Но в январе 66-го умер Королев, а потом при испытаниях нового корабля "Союз" разбился Владимир Комаров. Проект отложили. Еще одна "женская попытка" прорваться на орбиту готовилась в 85-м. И опять не повезло: все перечеркнула авария на станции "Салют-7", которую пришлось буквально спасать. Стало совсем не до представительниц прекрасного пола. Впрочем, с женскими экипажами не заладилось и у американцев. Скажем, в 99-м году экипаж шаттла "Колумбия" должен был состоять только из астронавток. Но идею отвергли. Хорошо или плохо? "Колумбия" потом разбилась... Мало кто знает: испытатель-доброволец Елена Сорокина стала первой женщиной, которая на Земле прикоснулась к тайнам космоса. Именно она участвовала в экспериментах по моделированию полета Валентины Терешковой. Катапультирование, длительные перегрузки, высотные испытания скафандра... А когда через девятнадцать лет готовился полет Светланы Савицкой, ученые ИМБП впервые провели наземные эксперименты по воздействию на женский организм антиорстатической гипокинезии. Проще - невесомости. Имитировалась она так: "испытательницы" лежали в кроватях с наклоном - голова находилась на уровне ниже ног на шесть и восемь градусов. И приказ: не вставать! Сначала больше недели, потом - больше месяца. Кровь скапливается в области груди и живота, резко возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую систему. Все, как в космосе. Результаты того эксперимента легли в основу рекомендаций по составу средств личной гигиены для космонавток, контролю динамики, гемоглобина и т.д. Но полеты к Луне, Марсу или астероидам диктуют новые требования. А то, что женщины будут постоянно находиться на борту космической станции или межпланетного корабля, уже никто не сомневается. Более того, некоторые ученые считают: женщины - лучшие кандидаты для полета к дальним планетам. Причем определенного возраста - 45-55 лет. Почему? Оказывается, у них есть ценные преимущества: уживчивость, рассудительность, способность контролировать сексуальное влечение. В НАСА подчеркивают: надо проводить как можно больше исследований с участием женщин, поскольку ученые не имеют необходимой исчерпывающей информации. Но за океаном только планируют подобные. В России же они вышли на новый виток. К примеру, иммунологов интересует, что происходит с клетками крови в период адаптации к условиям космического полета. Есть самая современная аппаратура, и она как раз будет задействована в "полете" к Луне. Еще один интереснейший момент: в ходе эксперимента будут проводиться испытания центрифуги короткого радиуса. - Что это такое? - поинтересовался корреспондент "РГ". - Такая центрифуга может стать очень серьезным элементом комплексной системы профилактики в межпланетных полетах, - рассказал первый заместитель директора ИМБП РАН член-корреспондент РАН Олег Орлов. - Космонавт помещается туда лишь на какое-то время для восстановления кровообращения и функций других физиологических систем. В момент ее вращения за счет центробежных сил происходит перераспределение крови в направлении ног. Подобные работы активно ведут и американцы, и европейцы. Причем сразу на нескольких базах в разных странах. Не отстают японцы и китайцы. "Естественно, мы тоже занимаемся. У нас хороший задел", - замечает Орлов. Ученые рассчитывают впервые получить данные об изменениях физиологических систем женского организма непосредственно во время вращения на центрифуге. Будет обследоваться все: начиная с сердца и сосудов, иммунной системы и заканчивая психофизиологией. Прямая речь Марк Белаковский, заведующий отделом ИМБП РАН: - "Полет" к Луне - это первый этап из серии новых научных экспериментов. После проекта "Марс-500" к нам обратились ученые из разных стран. Ведь до сих пор никто в мире не может провести ничего подобного. И очень многие хотели бы продолжать с нами работать, несмотря на все политические нюансы. В частности, обратилось НАСА. В ближайшие пять лет мы намерены провести серию экспериментов с изоляцией. Самое уязвимое звено в пилотируемой космонавтике - это человек, его психология. И неважно, куда мы направимся - на Луну, Марс или астероид. Сейчас мы "летим" к Луне. Потом планируется и высадка на Луну. Этот проект - исключительно молодежный. Именно молодые будут готовить межпланетные экспедиции. А это шанс окунуться в реальный проект, почувствовать вкус самостоятельной работы и тяжесть ответственности. Очень важно подчеркнуть: эксперимент - волонтерский. Поэтому и экипаж, и все, кто обеспечивает его работу, - врачи, инженеры, техники - отказались от премиальных. Анна Куссмауль, член лунного экипажа, главный специалист Исследовательско-аналитического центра ОРКК: - У нас не будет связи с родными, Интернета, душа. Мы будем есть специальное питание и проведем 8 дней в полной изоляции. Для этого будет задействована часть наземного экспериментального комплекса, где проходил эксперимент "Марс-500". Почему только часть? Объяснение простое: лунный корабль, по идее, меньше марсианского. В нем нет, например, кают-компании. Фестиваль научных пабликов Участницы проекта "Луна-2015" - Елена Лучицкая и Анна Куссмауль - стали хедлайнерами Фестиваля научных пабликов, который прошел в Музее космонавтики. На нем можно было, например, узнать, что будет, если человек попадет в открытый космос без скафандра? Сложно ли пристыковать "Союз" к МКС? И почему наши космические корабли летают "на привязи"? Что такое паблик? Это популярное сообщество в соцсетях. Люди подписываются на рассылку его сообщений: получают свежие новости, могут их комментировать, общаться с другими пользователями. На входе в музей "встречает" скафандр - "Сокол". Померить его разрешали и детям, и взрослым. Не удержался и корреспондент "РГ". Плотная ткань, толстые перчатки, из костюма торчат трубки... В таких скафандрах космонавты находятся на корабле "Союз", когда летят на орбиту и возвращаются оттуда. Так что включай фантазию - и ты уже в космосе! Чуть дальше - ЦУП в миниатюре: на экранах - МКС, Земля. Идет прямая трансляция "стыковки" корабля со станцией... Садишься в тренажер, закрываешь герметичную дверь и пытаешься с помощью рычагов подвести "Союз" к стыковочному порту. При этом надо постараться не врезаться в МКС и не улететь в открытый космос. Напряжение зашкаливает. Как-то забываешь, что все это не более чем игра. - Идея фестиваля - собрать на одной площадке всех, кто интересуется наукой и космосом, и дать им пообщаться в неформальной обстановке с профессионалами отрасли, с популяризаторами науки, - рассказывает завотделом музейной педагогики Музея космонавтики Дмитрий Стальной. - Было много молодежи, студентов, родителей с детьми. Популярные лекции и доклады читали ученые, инженеры из РКК "Энергия" и других космических предприятий. Одна из площадок работала по принципу "свободный микрофон". А еще на одной выступали сами создатели популярных научных пабликов. - На паблик "Суровый технарь" подписаны студенты и выпускники технических вузов, все, кому понятен научный юмор, - рассказывает создатель популярного сообщества Сергей Иванов. - У нас более 205 тысяч подписчиков, и в день приходит примерно 150 новичков. Основной контент - любопытные технические новости и анекдоты. Например: "Оптимист считает, что газовый баллон наполовину полон, пессимист - что тот наполовину пуст. А инженер смотрит на них, как на дураков, ведь газ занимает все доступное пространство". Еще один хедлайнер фестиваля - Марк Серов, космонавт-испытатель РКК "Энергия". По его словам, сейчас наши корабли летают "на привязи" к ЦУПу. А новый перспективный транспортный корабль, который полетит к Луне, а возможно, и дальше, будет более автономным и самостоятельным. Кстати, конкурс на лучшее название для этого корабля, объявленный РКК "Энергией", собрал уже более пяти тысяч заявок. Его результаты обещают объявить в январе. Анна Владимирова Кстати Российские космонавты могут высадиться на Луне в 2029 году. Об этом заявил глава РКК "Энергия" Владимир Солнцев на конференции "Российские инновационные технологии и мировой рынок". При этом автономный полет к Луне намечен на 2025 год. Специалисты подчеркивают: приоритетным направлением пилотируемых программ для России в ближайшие 10-20 лет остается исследование Луны. Сейчас разрабатывается перспективный транспортный корабль нового поколения. Ожидается, что новый пилотируемый корабль заменит корабли серии "Союз" и сможет доставлять до шести человек на низкую околоземную орбиту или до четырех - к Луне. А в ближайшее время начнется разработка других элементов лунной программы. О Луне шла речь и на прошедшем Международном астронавтическом конгрессе. На уровне космических агентств сделан вывод о целесообразности создания международной окололунной платформы, которая может быть полезной при реализации лунной программы, а также на пути к астероидам и Марсу. Какими видят лунные базы современные инженеры и конструкторы? Можно уверенно сказать: без 3D-печати не обойдется. Уже создан 3D принтер, который может за 24 часа построить, то есть напечатать целый дом. По мнению инженеров, материалом для печати на Луне станет сам космический грунт. А это значит, что с помощью легких роботизированных систем можно будет строить базу прямо на месте. ЦИФРА 2025 год может стать датой автономного полета россиян на Луну. Наталия Ячменникова
|